Холдинг СФГ

Это другой бизнес

Тимофей Солоневич о том, зачем ему нестандартные проекты и прочая «головная боль»

Бизнес бывает разный. Можно успешно реализовать хорошую идею — и преуспеть, ставши миллионером.
И обеспечить детей своих до седьмого колена.
И уехать на Гоа. А можно сделать что-то такое, о чем люди, к твоему делу отношения не имеющие, будут говорить и удивляться. И пользоваться делами рук твоих. И радоваться, что жили с тобой в одном городе.
 

Сейчас, когда Воронеж переживает строительный бум, мы видим, как стремительно растут кварталы безликих «панелек». Но, с другой стороны, появляются и уникальные комплексы, уже на этапе строительства занимающие нишу местных достопримечательностей. И то, и другое — бизнес. И то, и другое, по большому счету, — для людей. Разница в подходе. В отношении. В чем-то таком, что не выражается сухими цифрами прибыли. Об этом может рассказать один из тех, кто сейчас меняет лицо нашего города — генеральный директор Строительно-Финансовой Группы Тимофей Солоневич.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

— У меня недавно была дискуссия с одним предпринимателем. Он говорит: «Я не могу понять ваш бизнес. Вы построили дом, продали, и надо думать, чем дальше заниматься. А я создал бизнес, и всю жизнь он мне будет прибыль приносить». На что я ему ответил: «Позвольте, но любой бизнес через три года опостылет. Когда каждый день все идет по накатанной, взгляд неизбежно замыливается. И неизбежно однообразие снижает рентабельность — это естественный процесс. А я знаю, что через три года, когда проект начнет надоедать, появится новый, со своей спецификой, своими особенностями. Это очень разнообразный опыт». Так я сказал.
Мне неинтересно строить стандартное жилье. Мне интересны новые проекты, интересен результат, который радует. С одной стороны, в Воронеже не хватает подобных проектов. С другой — потребитель готов к ним. Он все больше осведомлен, привередлив, он много ездит по миру и имеет свои представления о том, в каких условиях надо жить. А мы понимаем, что если сегодня мы задумали построить новый комплекс, то актуален он должен быть не сейчас, а через два года, к моменту сдачи в эксплуатацию. Кроме всего прочего, это весьма интересная сфера деятельности по сравнению со стандартной типовой стройкой, это вообще другой бизнес.

ЭТО ЭВОЛЮЦИЯ

— В ближайшие 10 лет целые микрорайоны в центре города, целые кварталы будут полностью реконструированы. Центр Воронежа кардинально изменится, появятся современные высотные здания — в основном 25-этажные. Проект «Метрополь» c его 37 этажами, скорее всего, станет местной достопримечательностью (подробно о проекте можно прочитать в «De Facto» №12, 2007, материал «Дотянуться до небес» — ред.). Уже сегодня этот проект вместе с обновленной «Россией» архитектурные власти города рассматривают как единый комплекс. Это будет первый этап. Затем, насколько я знаю, планируется реконструировать пятиэтажки, расположенные на улицах Плехановской и Никитинской.
Что касается старой архитектуры и разговоров о том, что Воронеж может лишиться исторического центра — безусловно, есть архитектурные памятники, которые представляют исторический интерес. Их нужно сохранять, как, например, это делают в Швеции: снаружи XVII век, а внутри хайтек. Но их мало. А в тех кварталах, о которых я говорю, вообще нечего лишаться. Нет в них архитектурной ценности, откровенно говоря. Когда эти дома строили, они тоже мешали и вызывали негодование какой-то части населения. И те избы, которые стояли двести лет назад, тоже мешали. Это эволюция.

ЭТО ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ

— С точки зрения развития коммунальной инфраструктуры строительство новых объектов — очень большой плюс для города. В новых комплексах мы прокладываем новые теплотрассы, там совершенно другие системы подачи воды, новые подстанции, новые кабели.
Дело в том, что застройщики вообще изменились. Больше нет возможности безнаказанно врезаться в трубу. Проекты становятся все более масштабными. Время, когда можно было решить свою маленькую проблемку и закрыть глаза на всё остальное, закончилось. Сейчас водоснабжением новых микрорайонов занимаются все застройщики, совместно. Это позволяет объединить финансовые и интеллектуальные ресурсы, административные возможности. Через 10 лет, когда проекты, о которых мы говорим, будут реализованы, проблемы с водой, с теплом останутся в прошлом. Новые комплексы — это такие локомотивы, которые тянут за собой все остальное.

ЭТО ЛОКОМОТИВЫ

— Один из таких «локомотивов» — проект «Метрополь», 37-этажный жилой комплекс с подземным паркингом, созданный на основе последних достижений строительных технологий. Я думаю, что на ближайшие годы в Центральном Черноземье это будет первый и единственный жилой небоскреб класса «де-люкс». Многие уже сегодня изъявляют желание купить в нем помещения. Под этот проект нам был предложен один из лучших участков в городе. Мы привлекли мощных проектировщиков, строителей. Сейчас привлекаем иностранного генподрядчика.
Рядом с нами строительство будет вести «Галерея Чижова». В результате мы хотим получить своеобразный «Воронеж-Сити»: квартал, где в непосредственной близости друг от друга расположены и офисы, и торгово-развлекательный центр, и жилой комплекс. Сама жизнь подсказала нам эту идею. «Метрополь» заполнит потребность в жилье высочайшего класса, дорогом, но очень комфортном и необычном.

ЭТО ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

— Еще один наш проект, который обязательно будет реализован, это жилье бизнес-класса небольших площадей — «Бизнес-Парк Московский». Применительно к нашим условиям это будут компактные «студии» и 2-3 комнатные апартаменты небольшой площади, при этом не менее качественные и комфортные, чем элитное жилье, но по более доступной цене. Квадратный метр в таком доме, по предварительным подсчетам, может стоить порядка $1500 на этапе строительства. Потом, конечно, цена будет расти.
Эти квартиры рассчитаны на людей современных, профессионалов, которые еще не обзавелись семьей, либо обзавелись, но она пока маленькая. Они очень амбициозны, но у них нет потребности покупать что-то основательное. В то же время у них есть определенные требования к стандартам жизни. В Москве этот сектор сейчас стремительно развивается.

ЭТО СРЕДА ОБИТАНИЯ

— Я уверен, что такие проекты — мощные, красивые, сверхсовременные, — поднимают инвестиционную привлекательность региона. В городе хочется работать, жить. Есть что-то, наверное, внутри человека, что тянет его к интересным объектам. Та среда обитания, которую он видит вокруг себя, люди, которые добились успеха и могут себе позволить такую жизнь — все это выводит город в целом на другой уровень. Улучшает бренд города — есть такое понятие. Это как торговая марка, которая дорожает, если в нее вкладывать деньги и душу.
Я думаю, что инвестиционная привлекательность Воронежа сегодня недооценена процентов на тридцать. Это выражается в количестве и объемах инвестиций, в ценах на жилье и на коммерческую недвижимость. В Воронеже есть люди, способные решать сложнейшие задачи. Это очень важный ресурс. В любом случае реализация проектов основана на местных кадрах, на костяке тех людей, которые здесь живут. Вокруг них образуются целые команды, вокруг тех — еще команды. Это лавинообразный процесс. Для любого инвестора, который приходит в город, очевидно, что, если такие эффективные структуры в городе есть, здесь можно работать.

ЭТО СИСТЕМА

Создавать что-то новое — это и сложнее, и интереснее, и, как ни парадоксально, проще. Там, где уже существует практика высотного строительства, очень сложно что-то поменять. Тут, в Воронеже, ее нет — и можно отстроить систему так, как считаешь нужным. Нет ничего лучше, чем осознание хорошо выполненного дела. Отдача от законченного проекта, от сделанного — это подпитывает. Это — гарантия дальнейшего движения.