Холдинг СФГ

РЫНОК ПЕРЕМЕН

Российский рынок коммерческой недвижимости нельзя назвать типичным, он очень сильно отличается от аналогов в Восточной Европе - другие тенденции, другие темпы роста. Если говорить об офисном секторе в России, большинство консультантов утверждают, сегодня региональный рынок офисной недвижимости находится на подъеме. В городах миллионниках появляются профессиональные офисные центры. 2008 год для Воронежа тоже станет определенной точкой перелома. В городе начнет работу первый бизнес-центр класса «A» «PREMIER». Основной инвестор проекта — «Строительно-Финансовая Группа». Редакция «ИН» решила выяснить, что думает местный бизнес о данном проекте, о рынке премиальной офисной недвижимости вообще, и готовы ли воронежские компании переезжать в бизнес-центры класса «A». За комментариями мы обратились к представителям ведущих компаний города.

 

БОЙКО АНАТОЛИЙ, генеральный директор инвестиционно-строительной компании «Недвижимость и Кредит»
Для профессиональных БЦ должен существовать стандартный набор элементов инфраструктуры. Удобное местонахождение здания в пределах офисного субрынка и хорошая транспортная доступность. Должны быть предусмотрены парковочные места. Отечественные проекты все еще далеки от аналогичных западноевропейских, однако, тенденция увеличения стандартного набора услуг воронежских БЦ очевидна. Девелоперы начинают реализовывать премиальные офисные проекты в регионах. Яркий пример – строительство бизнес-центра «PREMIER». Появление современных зданий, безусловно, выводит культуру потребителей офисной недвижимости на качественно новый уровень. Диапазон арендных ставок для офисных помещений города составляет от 400 до 1200 рублей за кв.м в месяц. Арендная ставка офиса класса «А» может доходить до 2000 рублей за кв.м. Поэтому большинство арендаторов еще не готово к высоким стандартам. Место в престижном здании будут стремиться получить компании, оказывающие услуги для бизнеса, занимающиеся поставками производственного оборудования, специализирующиеся на информационных технологиях, а также оптовая торговля, сетевой ритейл, банки, операторы связи.

ПОНОМАРЕВ АРКАДИЙ, генеральный директор холдинга «Молвест» (Воронеж)
Российский рынок коммерческой недвижимости уникален: вся жизнь сосредоточена вокруг двух столиц, а дальше – пустота. Но ситуация все-таки меняется и девелоперы расширяют географию своих проектов. Сегодня у бизнесменов есть возможность поездить по миру и посмотреть на уровень услуг, представленных бизнес-центрами. Аналогичные требования к офисным зданиям постепенно начинают предъявляться и у нас. Все это поднимает местный бизнес на совершенно другой уровень. Когда бизнес «созревает», он начинает пересматривать свою позицию относительно собственного местоположения и стремится переехать в бизнес-центр класса PREMIUM. Потребности предпринимателей растут, и в офисе, расположенном на первом этаже жилого дома, очень сложно организовать переговоры на высшем уровне. Но плохо, что у нас пока не так много выросших и окрепших компаний, чтобы они смогли занять такие помещения. Класс «А» – потребность выросшего бизнеса.

ФРОЛОВ АЛЕКСАНДР, вице-президент банковской группы «Мой Банк»
Наряду с количественным развитием рынка деловой недвижимости происходит его качественное развитие. Закономерность этого процесса очевидна, запросы у потребителей деловой недвижимости постоянно растут, постепенный приход на отечественные рынки европейских компаний подталкивает менеджмент бизнес-центров все больше и больше внимания уделять качеству услуг, внедрять в своей деятельности общепризнанные мировые стандарты. Бизнес-центр «PREMIER» будет соответствовать всем этим критериям. Воронеж – центр Черноземья, сюда «заходят» крупные, российские и международные компании. Многие центры региональной дирекции ориентируются на Черноземный регион. Воронеж входит в 20-ку городов миллиоников, где представлены компании, имеющие очень обширную географию своих представительств и филиалов. Качественные офисные помещения таким компаниям просто необходимы.

К компаниям, которым будут интересны офисы класса «А» в Воронеже, относят иностранные компании, в том числе небольшие представительства иностранных фирм, а также крупные региональные и федеральные организации. Что касается местных компаний, то прослеживается некая нерешительность. Это связано с тем, что ни одного функционирующего бизнес-центра класса «А» в Воронеже еще нет, поэтому представления о преимуществах таких бизнес–центров, и чем они будут кардинально отличаться от бизнес–центров класса «В» и «В+», о тех возможностях, которые им даст размещение в классе «А», у арендаторов пока смутные. Очевидно, ситуация изменится после открытия первого бизнес-центра класса «А» в Воронеже.